Rambler's Top100

 Коротко о себе

Родился я в Одессе по неосторожности родителей и против моей воли и громко скандалил, когда меня вытаскивали на свет.

Потом - счастливое детство.
Война. Бегство из Одессы последним пароходом. Трясся в попутных машинах, не понимая зачем меня прячут под машинами и укрывают собственным телом, когда летят самолеты. Учился различать их по гулу - свои или чужие. Глох от разрывов фугасок. Дрожал от холода, страдал от голода, выжил и вернулся в Одессу.

Затем - отрочество.
Хулиганская школа № 39. Казенки. Воровство на Привозе. Драки и поножовщина на улице. Приводы в милицию и затрещины дома.

Ходил в детские спортивные школы. Бокс, классическая борьба, футбол. Травмы, нокауты, раны. Выжил.

Посещал драматический кружок и даже снялся в фильме Аттестат зрелости. Школу закончил на твердые тройки и одну пятерку по литературе - много читал. Читал с 5-ти лет. Читал все, что попадалось под руку - и классику и поэзию. Читал ночами запоем и без ... И запоминал. Онегина знал наизусть.

И еще любил музыку. От опер - до песен. Как-то поймал по трофейному Телефункену Голос Америки и полюбил джаз. (Собрал большую музыкальную коллекцию, с которой пришлось позднее расстаться перед отъездом в Израиль. Потом, в Америке, я ее восстановил.)

Однажды, слоняясь по базарчику на Слободке, купил у цыгана старенькую гитару. Цыган показал мне пять аккордов, на которых можно было худо-бедно воспроизводить блатные и некоторые популярные песни в миноре. С той поры я прогрессировал и нашел еще два аккорда. На том и замерзло мое музыкальное образование - этот хитрый гитарный строй никто не знает и показать не может.

Помню, моя бабка, увидев гитару, сказала - "Конечно! У всех нормальных детей скрипки, а этому нужна босяцкая гитара".

Позднее, благодаря этой гитарке, стал, как говорят, душой компаний - и блатных и интеллигентных.

А тут и юность.
Подавал в Нахимовское (в Ленинграде). Отказали. Из Мореходки выгнали. В Медицинский не пошел из-за анатомички. Попал в Строительный и, наконец, закончил свое образование. Как? До сих пор не могу объяснить даже себе.

Еще в Институте женился на выпускнице Института иностранных языков Ольге Никифоровой - пусть ей земля будет пухом. Терпела, бедняга, много лет все мои выходки, кутежи, драки и пьянки ... и воспитала мне дочку и сына.

Закончил Институт. Направили под Пермь на какой-то секретный завод. Это было не по мне. Я любил море и Одессу. Удрал оттуда и устроился инженером в Арцизе на винзаводе  - и пустили козла в огород, где и заработал язву желудка. Кисляк натощак - это убийственно. Зато побывал на операционном столе. Выжил.

Дальше зрелость.
Одесса. Разные строительные организации - взятки, обманы, воровство, командировки, рыбалки и пьянки с начальством до полной отключки. Для работы времени не оставалось. С тем и рос от мастера до начальника ремстройуправления.

Вот тут и начались настоящие пьянки, гульки, командировки, бюро обкома, райкома. Аппетиты партийных босов росли. Воровать на взятки приходилось все больше и больше, а натура протестовала.

В конце концов, осточертело создавать коммунистам сладкую жизнь и в 1972 г. с семьей уехал в Израиль.

Там работа в Герцлийском муниципалитете заместителем управляющего водоснабжением города (помогла смекалка). Война Судного Дня. Ночные дежурства по охране питьевых сооружений. Воздушные тревоги, затемнения, налеты арабов. Выжил.

И поехал работать по контракту в Иран строить шаху военную базу в Персидском заливе. Поработав год в дикой жаре и влажности, почувствовал шатание шахского трона (не подвела интуиция) и уехал в Германию.

Перезнакомился с бывшими белоэммигрантами, представителями РОА, Издательством Посев и радиостанцией Свобода, и попал под опеку графини Аллы Владимировны Игнатьевой - сестры генерала Игнатьева, перешедшего к большевикам, автора книги Пятьдесят лет в строю.

Через Толстовский фонд подал на Америку, но нам всем отказали - мне, маме, папе и жене с дочкой и сыном, которых перетащил в Германию из Израиля.

До сих пор благодарен княгине Александре Голициной и обаятельному человеку - Александру Колчаку (племяннику того самого), который использовал свои связи и помог мне переехать в Америку. Храню его письма ко мне как реликвии.

Вообще, я благодарен судьбе за то, что она подарила мне массу удивительных встреч с замечательными людьми. От блатных и рецидивистов до академиков, писателей, художников, музыкантов, певцов и артистов - Андрей Миронов, Михаил Жванецкий, Михаил Задорнов, Геннадий Хазанов, Никита Михалков, Иосиф Кобзон, Нани Брегвадзе, Владимир Трошин, Вероника Круглова ... Всех не перечислить ... Жаль, не посчастливилось встретиться с моим кумиром  - Владимиром Высоцким.

В Америке я начал работать чертежником в проектном бюро и дослужился до начальника проекта. Были и различные бизнесы от авто-мастерских до картежного клуба.

В 1989 году - автомобильная катастрофа. Лоб в лоб с грузовиком. Наширенный мексиканец убегал от полиции.

Поломанные кости, больница, инвалидная коляска. Выжил.

Дальше - потеря бизнесов, работы, смерть жены, неудачный брак, развод.

А дальше - совсем неинтересно. Пустые поездки в Россию и в Украину, в Одессу. Бесплодный торговый бизнес с Россией - обманы, закупки без денег. Полное разочарование.

Наконец, плюнул на все это и начал все сначала. Такое свойство человека - падать, подниматься и опять вперед ...

Кстати, побывав в Одессе на праздновании 200-летия, получил от мэра Гурвица Диплом почетного гостя Одессы. Выступал по телевидению, на заводах, на приеме у Жванецкого, на импровизированной сцене на Дерибасовской.

Творчество

Писать я начал еще в Институте. В основном КВНы, конферансы и прочее, но не сумел вывезти с собой ничего. Было много "скользского" материала. И уже в Лос Анжелесе в 1979 году, очухавшись от скитаний, начал писать стихи и песни, организовал с друзьями клуб Одесса малая. Тут оказались даже друзья детства - Борька Юдилевич, Борька Кожебродский по кличке Бепс, Игорь Докторович и многие другие.

Песня Пахнет морем или Моя Одесса, как она была изначально названа, была моей третьей песней. На одном из моих концертов Миша Шуфутинский выпросил у меня эту песню и дал ей широкую дорогу, навсегда забыв об авторе. Правда, на кассете он указал мое имя, на этом все и кончилось Ни тебе здрасьте, ни мне - спасибо.

В разъездах по России я везде слышал свою песню. Однажды, в ресторане в Калуге, начали играть Пахнет морем. Мой калужский приятель подошел к оркестрантам и сказал, что тут сидит автор этой песни. На меня недоверчиво покосились. Еще бы! Все знают, что песня-то Шуфутинского.

В общем я написал более ста песен, стихотворений и немного прозы - лень-матушка не позволяет сесть за стол и написать о том, что пережито и прожито за все мои годы. Более двадцати моих песен посвящено Одессе - городу, который всегда помню и люблю. Мелодии рождались в голове вместе со словами, как-то сами по себе.

Ко многим своим песням записал фонограммы. Помог мне в этом замечательный музыкант и одессит Костя Швуим, бывший руководитель одесского вокально-инструментального ансамбля Скифы. Я уже упоминал, что мое музыкальное образование застряло на семи аккордах гитары, так что я, как мог, наигрывал и напевал Косте мои сочинения, а он матерился, но претворял их в музыку и аранжировал. И здорово (на мой вкус). Песни свои пою сам на своих кассетах и на своих творческих концертах.

В последние годы бывал в России и в Одессе. Свои впечатления описал в книге "Регтайм в одесском ритме". Ужаснулся, когда увидел и услышал полную деградацию русской культуры. Пользуясь "новым русским" лепетом (чуть не сказал - языком), написал:

СПАСИТЕ МИР

На эстраде вопли, тексты не рублю.
Подберите сопли, выдам по рублю.
Типа колотушки топает кумир.
Девушки-подружки, берегите мир.

Всем по барабану, кто чего поет.
Если в фонограмму попадает рот.
Центровые шавки. Отвальной близир.
Девушки-малявки, берегите мир.

На подмостках гордо прыгают козлы.
Грим крутой на мордах, между ног узлы.
А лохов несметно. Каждый - как упырь.
Девушки, конкретно, берегите мир.

Слезы, типа, душат. Мочут между глаз.
Грохот глушит уши. Громкий, блин, фугас.
Дым, как по науке, а в натуре - пир.
Девушки, а ну-ка, берегите мир.

На пупках висюльки. На руках тату.
Берегите, тюльки, эту красоту.
Прибамбасы, водка, кок или чефир...
Девушки-красотки, берегите мир.

В новый русский, чисто, сходу не врублюсь.
Кончились марксисты, прикололась Русь.
Девушки России! Вам дают эфир!
Трусики спустили и спассссаем мир!

Вот и все. Хотел написать коротко, но не получилось.

Послушать мои песни и почитать стихи можно в Радиорубке.

Ваш
Евгений Кричмар, Лос Анжелес

ОДЕССА ГЛАЗАМИ ОДЕССИТА

Предлагаю прочесть это внимательно, тогда Ваша кооперативность будет апрешеена..
(Новый Русский Словарь)

      Все нижеописанное не выдумка. Это было рассказано автору им самим и, так как других свидетелей нет, то я, как автор, могу все подтвердить со всей ответственностью.
      Я никогда не находился в сумасшедшем доме, но родился и жил в городе, о котором многие часто говорят: - Mожно сойти с ума!
      Судьба наградила меня возможностью общаться и дружить с настоящими одесситами, о которых мало кто знает.
      Уроженцы Одессы славились тем, что думали и говорили на языке родителей, предки которых переводили на русский с родного языка, которым был и болгарский, и греческий, и румынский, и армянский, еврейский, который тоже считался одесским.
      Перевод звучал по-русски и, в тоже время не по-русски. Отсюда и возникли такие обороты, как  "я видел тебя идти", или "слушай сюда".
      И если кто нибудь заговаривал иначе, его удивленно спрашивали,
      - Что у тебя рук нет поговорить?
      Нормальный одесский язык - это совсем не тот, которым современные писатели-сатирики стараются развеселить читателя такими выражениями, как "скажите мне за эту курицу", или "можно потрогать ваших синеньких?".
      Я уверяю вас, что,  проведя неделю на Привозе, где-нибудь, кто-нибудь может и услышит что-то подобное.
      Хотя я сильно сомневаюсь.
      Эти сатирики либо не жили в Одессе, либо, скорее всего, ничего не понимают.
      Образование мне вбили родители, а воспитание - улица.
      Моими воспитателями на одесской улице были блатные, воры, бандиты и песни, которые любили и они.
      Находясь в заключении среди политических и воры и бандиты вбирали, как губки манеры, темы разговоров и выходили из заключения эрудированными, с хорошим языком и поведением в обществе, хотя воровать и грабить не переставали. Мало кто может поверить, что биндюжники ходили в Оперный с партитурами.
      А любимыми заведениями бандитов в начале двадцатого века были не картежные барбуты, а театры, рестораны и кафе, где выступали Пола Негри, Николай Марфесси, Вертинский, Петр Лещенко.
      Там развлекались сливки Одессы того времени. Писатели, поэты, композиторы - все они были неприкосновенными для таких, как Япончик.
      Именно там и начиналась та Одесса, которую опошлили современные бумагомаратели.
      Осенью 2008 года я приехал в Одессу, посмотреть, как она цветет и процветает.
      Город вырос. Появились новые дома, рестораны, памятники (чему и кому угодно) от "Двенадцатого стула" до "Морячки с младенцем". Перестраивались базары, торговые центры. И много машин. Масса легковых автомобилей. Не для узких улиц этого прекрасного города.
      Везде дикие пробки. Бензин подорожал, денег у людей стало меньше, а автомобилей больше. Почти у каждого, с кем я общался, была машина. А у кого и две, и три.
      Вроде жизнь налаживалась, но не в ту сторону.
      Представьте себе, что вы живете в красивом небольшом доме старой постройки. За домом парк, а вдали - море.
      Волей судеб вам пришлось покинуть родные края надолго, а затем вернуться. Вернуться, чтоб вдохнуть родной воздух, вспомнить свою молодость и места, которые остались в памяти и во снах. Это присуще почти каждому человеку. Будь то парижанин, римлянин или одессит, каждый привязан душой к родным пенатам.
      Но все в душе перевернулось, когда ты видишь, что за родным домом выросла современная громадина из голубого или зеленого стекла и бетона и не видно больше ни парка ни моря. Старый трехэтажный дом как бы стал меньше, сгорбился и выглядит очень жалко на фоне бес-стильных новостроек.
      И это в центре города. Начисто забыто понятие архитектурных ансамблей, которое неотъемлемо от планировки города.
      К сожалению, отцы Одессы - не ее дети.
      Их понятие ансамбля только в толщине денежного пресса, которым набивают в свои карманы.
      На улице Маразлиевской угол Базарной воздвигнут десятиэтажный домище в римско-греческо-мароканском стиле. С лоджиями. На третьем этаже фасада, для украшения (а может устрашения), поставили статую то ли римского императора, то ли Апполона  в греческом одеянии. А может быть это предок того, кто платил бабки за этот ужас.
      Несчастную Дерибасовскую превратили в стекольно-бетонную показуху.
      "Посмотрите налево. Это наша старая Дерибасовская. А теперь поверните головы направо. Это наши новостройки в стиле "...мммм, не помню."
      Кто бы подумал, что можно было снести всю Греческую площадь и построить Торговый центр, без стоянок для транспорта.
      И какой идиот воздвиг сине-зеленую высотную гостиницу на самом причале Морвокзала, закрыв вид на море и порт с Приморского бульвара.
      Она торчит, как флаг на бане.
      Очень хотелось бы увидеть памятник "Семь сорок". Пока не догадались поставить в центре города такие часы.
      Никто не задумывается над тем, что под Одессой пустота.  Город-то вырос из-под земли и стоит на катакомбах, которые в любой момент могут осесть.
      Для этого нужен небольшой сейсмический толчок, который может случиться в самое неожиданное время, как тот, что дошел из Румынии в семидесятые годы.
      Никто не думает о сгнившей системе водоснабжения и канализации.
      Ну что ж.  Построили новые здания, а потом начнут под ними копать.
      Попробуйте в Лондоне, Париже или Брюсселе затеять такую новостройку в старых кварталах.
      Растет Одесса, но не в ту степь. Я думаю, что главный архитектор города сидит у себя в особняке, занавешенным фруктовыми садами, где-то на станциях Большого Фонтана и дышит морем. А что происходит в городе, его волнует меньше чем баксы.
      Я ходил по родному городу и не переставал удивляться. Вот на магазинчике висит надпись "Клозд". Наверное это написано для иностранцев, знающих русский. А может для русских, знающих английский. А вот ресторан "Топ Сэндвич". О чем это? Ну, "Шаурма"- понятно. Это что-нибудь пошавать. А вот написано "Аут" и рядом табличка "Вход", тут точно можно сломать голову. Ага. Вот и "Секс Шоп". Вот где можно пошопать за "секс" !
      Да. "Жемчужина у моря" чернеет на глазах. Вернее сказать - в глазах потомственного одессита. Черная жемчужина, конечно, дороже, но когда она естественна, а не подмалевана.
      Я не говорю о том, что Одесса должна оставаться такой, как была. Все должно меняться со временем, но только не история.
Старые здания давно надо было починить, покрасить,  а кое-что и перестроить. Но нужно соблюдать меру.
      Удивляюсь, почему в Риме не отстроили Колизей, или в Пизе не выравнивают башню? Упадет же. Так нет. Ее всеми силами техники стараются сохранить в том же наклонном виде.
      Новостройки нужны там, где они не мешают старой красавице Одессе. Но для этого нужна голова. А "головы" города нет.
      Я не сомневаюсь, что Одесса в скором будет похожа на эти маленькие среднеземноморские (я не ошибся), полунищие городки, которые трудно отличить друг от друга. Тогда Одессу останется только переименовать в Сан Одеску.
      Старой Одессы больше нет, так нужно как-то воспринимать Новую Одессу.
      Что тут говорить, если какой-то новый русский поэт в песне "Италиано" слова "Lasciate mi cantare" , что в переводе означает -"Разрешите мне спеть", перевел на новый русский -"Лошадка не катает". Да за такие слова нужно ставить железный памятник, твердый, как мозги этого...трудно подобрать сравнение.
      Вот она и не катает.
      Но если закрыть глаза на эти крупные мелочи, то Одесса пока еще очень красива. Местами.